Фасилитация и модерация

ФАСИЛИТАЦИЯ

Фасилитация – это облегчение взаимодействия внутри группы, процесс оказания помощи в выполнении задачи, решении проблемы или достижении соглашения.

Формирование методов фасилитации началось в 40х годах 20го века. А профессия фасилитатора появилась в 80х годах. Тогда же начали обучать методам фасилитации. И в 1994 году была образована Международная ассоциация фасилитаторов (IAF), членами которой мы являемся.

Мы проводим фасилитацию встреч, совещаний, конференций, воркшопов, стратегических сессий, конгрессов, собраний, ретроспектив проекта, фокус-групп и других корпоративных мероприятий, а также помогаем в разработке сценариев фасилитационных сессий.

Фасилитация применяется для решения следующих задач:

  • Разработка продуктов/услуг, креативные сессии
  • Планирование стратегии
  • Управление проектами (планирование, сопровождение и ретроспектива проекта), в т.ч. agile фасилитация
  • Формирование миссии, ценностей, видения, изменение организационной культуры
  • Поиск решений
  • Подведение итогов
  • Трансформация функции/организации
  • Слияния/Поглощения
  • Прогнозирование и форсайт
  • Проведение конференций, конгрессов, воркшопов
  • И множества других.

Среди методов фасилитации, которые мы применяем в своей работе: мировое кафе, парадигма позитивных перемен, форсайт, открытое пространство, динамическая фасилитация, сценарный анализ, фасилитирумая дискуссия, мозговой штурм, brainwriting, поиск будущего, ToP и др.

МОДЕРАЦИЯ

Является более жестким и структурированным подходом к проведению встреч. За более чем 50-летнюю историю метода выработаны и повсеместно используются лишь несколько техник для работы с группой.

Классический план модерационной сессии состоит из следующих 6 этапов:

  • Представление участников и ведущего
  • Сбор тем обсуждения
  • Выбор темы
  • Обсуждение темы
  • Выработка плана действий
  • Выводы и завершение встречи

На каждом из этапов используется модерационная доска, где фиксируется вся информация в виде списков, таблиц, матриц, схем процессов. При этом практически не используются рисунки. Модератор выступает в роли человека, ведущего группу.

Фасилитация vs Модерация

Выбирая между фасилитацией и модерацией, следует руководствоваться следующими моментами:

  • Целями и характером встречи. Если в ходе встречи необходимо предложить инновационные идеи, прийти к консенсусу, сгладив острые углы, выработать сложные и комплексные решения, сформулировать ценности компании и т.п., подойдет фасилитация. Если же цель встречи – обсуждение проблемы, не вызывающей накала страстей и не предполагающей значительного творчества, например, еженедельное совещание у руководства, то более уместной будет модерация мероприятия.
  • Культурой организации и характеристиками группы. В авторитарных компаниях, в группах, привыкших к жесткому стилю принятия решений, иногда также в возрастных группах, более предпочтительным вариантом может быть модерация. Вероятно, именно поэтому модерация широко используется в Германии.

Почему мы?

  • Мы обладаем опытом работы в бизнесе и экспертизой в организационном развитии. Это позволяет нам подбирать наиболее оптимальные методы и эффективные сценарии фасилитации/модерации для решения Ваших задач, а также «продавать» предложенные решения стейкхолдерам.
  • Как тренеры со стажем мы знаем, что встречи не должны быть скучными. Поэтому мы умеем разнообразить проведение совещаний и воркшопов, предлагая интерактивные техники и упражнения. Кроме того, мы умеем грамотно управлять групповой динамикой и вести группу к результату в самых сложных ситуациях.
  • Как графические фасилитаторы мы убедились, что использование визуальных шаблонов задействует правое полушарие мозга и помогает в разработке инновационных и нетривиальных решений, а также позволяет лучше запоминать информацию. Поэтому мы активно применяем визуализацию и скрайбинг для сопровождения мероприятий.
  • Как руководители мы понимаем, что важно не только выработать план действий, но и добиться его внедрения на практике. Поэтому мы предлагаем пост-фасилитационное сопровождение: обработку и анализ итогов встречи, создание плана дальнейших действий, декомпозицию разработанного плана внутри функций и уровней организации, проведение регулярных встреч для оценки прогресса и корректировки планов, разработку мероприятий по коммуникации выработанных решений внутри компании.
  • Мы любим комплексные проекты, которые бросают нам вызов.

Поддержка сайта — Аймакс Медиа Групп